Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

Несмотря на сложность конструктивного исполнения и немалую цену, откатные ворота широко используют для входных групп индустриальных предприятий и частных домовладений. Такая массовость обусловлена простотой и безотказностью функционирования ворот на протяжении нескольких десятков лет. Правильно выполненная конструкция прослужит не менее пятидесяти лет. Распашные ворота отличаются своей дешевизной и простотой монтажа. Однако в эксплуатации они доставляют большое количество неудобств. Такого нет в откатном варианте конструкции ворот.

Виды приводных ворот



Всего выделяют несколько вариантов выдвижных видов ворот:

  • консольные виды;
  • откатные виды, передвигающиеся по наземному рельсу;
  • подвесные виды, передвигающиеся по верхней балке.

Каждая конструкция используется уже не один десяток лет, поэтому успела себя зарекомендовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Самым распространенным видом считается навесной вид ворот.

Они используется практически на всех крупных предприятиях или охраняемых зонах с контролируемым въездом на территорию. Это практически не убиваемая конструкция. Ресурса ее работы хватает на десятки лет. Ее особенностью является балка, которая опирается на два столба. На эту балку с помощью роликовых кронштейнов навешиваются сами ворота. Открывание и закрывание производится с помощью электрического привода или сервомотора, который вращением центрального вала двигает раму полотна ворот. Недостатком подобного вида ворот является ограничение габаритов транспорта из-за подвесной балки. Сейчас используются специальные съемные балки, которые перед въездом габаритного транспорта снимаются, а впоследствии монтируются обратно. Это усложняет конструкцию и добавляет неудобства в эксплуатации. С современной стоимостью металлов выдвижные ворота обойдутся не дешево.

  • Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

 

Рельсовая система простая по конструкции, но и одновременно проблемная. Установка откатных ворот такого типа не требует больших денежных вливаний и затрат материала.

Плата за простоту и дешевую установку – большое количество проблемных ситуаций во время эксплуатации. Поскольку направляющая балка монтируется непосредственно на землю, она в любую погоду загрязняется листьями, глиной, снегом. Отсюда появляется необходимость регулярной чистки рельса перед открытием и закрытием. Это делает ее не популярной среди других конструкций. Ворота перемещаются на ролике, которые катается по этой балке. Поэтому даже некрупный камень способен застопорить их работу. Вернуть их в рабочее состояние очень сложно. Еще сложнее это будет сделать при наших снежных зимах или в дождливую погоду весной или осенью. После каждого проезда направляющая рейка будет набиваться грязью с колес, которая будет блокировать ход ролика. Такую конструкцию ворот разумно использовать на территориях, которые регулярно чистятся, а ворота закрываются в сутки нечасто. Для дачи такой вариант не совсем подходит.

Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

С целью устранить недочеты двух вышеперечисленных видов ворот была разработана консольная конструкция. Такая конструкция самая сложная по исполнению, и самая дорогая, но ее практичность вполне оправдывает затраты. Полотно ворот одновременно подвешено, но с точкой опоры на земле, расположенной в стороне от проема.

Ролики крепятся к очень прочному фундаменту, способному выдержать вес всей конструкции. Следует отметить, что после полной сборки вес всей конструкции составит не менее четырехсот килограмм.

Направляющая балка может находиться в нижней, центральной и верхней части полотна. Подъем балки к центральной и верхней части полотна целесообразен только тогда, когда имеется возможность закрепить ролики с сервоприводом на очень мощном строительном сооружении. При отсутствии такого сооружения его необходимо будет доработать самостоятельно. Полотно двери садиться роликами внутрь направляющей рейки. Далее принцип работы их аналогичен другим видам ворот.

Недостатком такого типа ворот являются их габариты. Ширина полотна равна половине размера проема. Одна вторая размера служит противовесом для ворот, когда они находятся в закрытом состоянии. Соответственно, при средних размерах ворот в четыре метра ширина самого полотна составит шесть метров. Кроме этого, в боковой части устанавливается технический блок, который тоже занимает пространство в половину ширины самих ворот.

Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

На ограниченном пространстве лучше отказаться от такого типа и поставить обычные распашные ворота, иначе потребуется капитальная доработка всей конструкции в целом, чтобы приспособить ее к местным условиям. По стоимости это обойдется гораздо дороже, чем классическая модель.

Целесообразно монтаж откатных ворот выполнять на больших участках с большой площадью. Или, как вариант, использовать ворота не с одной ширмой, а с двумя. Монтируются они аналогично моноширме, работают по аналогичному принципу. Такой вариант используют при высоте ворот больше двух метров, чтобы снизить нагрузки на несущие балки и откатные ролики. При недостаточности места для моноширмы вариант со сдвижными створками вполне имеет право на осуществление.

Конструктивные основы и принцип действия

Постараемся более детально ответить на часто задаваемый вопрос: как можно сделать откатные ворота своими руками. Для того чтобы четко понимать, что нужно делать и с чего следует начинать, необходимо хотя бы иметь общее представление о составных элементах конструкции и их предназначении. Тогда сложиться четкое представление о последовательности действий. Монтаж будет выполняться структурировано, этап за этапом с наименьшим количеством ошибок.

Необходимо помнить, что монтаж таких ворот очень сложен, требует больших трудозатрат и высокой точности. Устанавливать откатные ворота своими руками нужно всегда по чертежам, которые также следует подготовить заранее. Так всегда можно составить точную смету, иметь представление о размерах деталей и общем объеме работ.

Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

Схематический состав конструкции:

  • Каркас для крепления полотна ворот. Собирается рама из стальных профильных стоек.
  • Специальные опорная балка для установки рамной конструкции на ролики. Она имеет П-образный профиль, в паз заводятся каретки роликов. Изготавливается также из железа или стали. Крепится к нижней части рамы. Также допускается монтировать балку по центру или к верхней части каркаса. Такая схема крепления балки возможна только при наличии крепких опор, способных выдержать общий вес ворот. Балка крепится к раме намертво и движется вместе с ней влево и вправо при открытии.
  • Каретки роликов. По ним ворота скользят на опорной балке. Крепятся они простыми анкерными болтами к фундаменту или к крепкой опорной балке.
  • Ролик для фиксации положения ворот в концевом улавливателе. Монтируется на свободном нижнем конце каркаса рамы. При закрывании дверей рама упирается концевым роликом в специальный улавливатель и защелкивается, фиксируя положение ворот.
  • Специальный улавливатель с фиксацией концевого ролика. Поскольку вся нагрузка приходится на каретки и опорную балку, этот элемент необходим для уменьшения нагрузок на них в крайнем закрытом положении. Этот узел также защищает ворота от раскачивания во время ветров.
  • Верхний узел улавливателя.
  • Узел защиты от боковых раскачиваний ворот.
  • Специальные заглушки для защиты от попадания грязи внутрь опорной балки.
  • Опорный столб.
  • Ответный опорный столб.
  • Фундамент под опору полотна.
  • 9, 10 и 11 элементы являются основой для созданий опоры под всю конструкцию ворот. Опорные столбы можно выполнить из прочных профильных труб или кирпича. Ленточный фундамент для крепления консольной конструкции необходимо выполнить отдельно. О нем речь пойдет позже.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    Электропривод обычно устанавливается между роликовыми каретками. Он двигает ворота с помощью специальной зубчатой рейки, которая закрепляется на каркасе. Поскольку электромотор является неотъемлемой конструктивной частью, поэтому нужно заранее предусмотреть подведение электропроводки к месту установки двигателя и системы управления к нему.

    Сегодня на нашем рынке существует множество компаний, специализирующихся на изготовлении таких типов ворот. Поэтому даже нет необходимости изготавливать все узлы самостоятельно. Их можно легко купить в специализированных магазинах. Установка откатных ворот своими руками пошаговая инструкция входит в поставку. Сейчас достаточно производителей, выпускающие недорогие и одновременно очень качественные компоненты. За фирменные узлы придется заплатить дороже при одинаковом качестве.

    Подготовка к проведению монтажа

    Монтаж откатных ворот самостоятельно своими руками очень трудоемкий процесс, требующий от рабочего филигранной точности и поэтапного выполнения всех операций.

    Поэтому необходимо хорошо подготовиться к выполнению работ. Перед покупкой всей необходимой фурнитуры для составляющих ворот требуется определиться с размерами. Для этого потребуется сделать детальный чертеж или приблизительную схему с указанием всех размеров и материалов с привязкой к местности. Это поможет точно определить количество нужных для работы материалов и правильно рассчитать их метраж.

    

    Начинать расчеты следует с выбора размеров пролета. От его размера зависят все остальные расчеты.

    Потребуется учесть несколько факторов:

    • максимальные габариты автомобилей, которые будут въезжать на территорию через ворота;
    • максимальный угол, под которым потребуется заехать на участок;
    • дополнительные зазоры между столбами из расчета габариты автомобиля плюс по полметра с каждой стороны.

    Для легковых автомобилей средних размеров достаточно ширины в три метра. Однако для крупногабаритной техники как трактор такой ширины будет не достаточно, им необходимо не менее трех с половиной метров.

    При въезде с узкого переулка под большим углом расстояние между стойками следует увеличить еще в полтора раза. С учетом других внешних факторов, например, гололед, небольшой опыт водителя и другие, это расстояние следует увеличить еще.

    Соответственно, получаем среднее расстояние 4-4,5 метра. Такой стандарт широко применяется в Европе. Такой ширины хватит для любого вида автотранспорта.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    Высоту дверного полотна следует делать на 10-15 сантиметров ниже общей высоты забора. Делается это с тем учетом, что зазор между полотном и нулевым уровнем будет ровняться именно этой цифре. Зазор выставляется с помощью регулировочных болтов роликовых кареток.

    Определившись с размерами проема, необходимо трезво оценить реальную ситуацию. Поскольку полотно ворот будет перемещаться исключительно по прямолинейной траектории, то дистанция их перемещения должна быть строго прямолинейной и выверенной по горизонтальному уровню. Ширина той части забора, за который будут отводиться полотно, должна полтора размера пролета входной группы. На пути движения полотна не должно быть никаких входных калиток. Ее лучше перенести на противоположную сторону. Некоторые дачники раздвижные ворота устанавливают вместе с дверью для калитки. Однако такие двери имеют высокие пороги, что не всегда удобно для людей старшего и младшего возраста.

    Не следует использовать ворота в качестве входных дверей калитки, частая работа всех механизмов значительно уменьшает ресурс всех деталей.

    На следующем этапе следует определиться с облицовочным материалом для полотна. Такой, казалось бы, совсем незначительный момент влияет на общий вес ворот, и, соответственно, на выбор несущих элементов конструкции, на выбор толщины металлопрофиля. Сейчас популярен профнастил. Он обладает незначительным весом, поэтому сильно не утяжеляет всю конструкцию. Тем не менее, при выборе более тяжелых материалов, например, кованых элементов или деревянных досок, нужно быть готовым, что они добавят веса раме порядка ста килограммов. Несомненно, каждый хочет украсить входную группу своей дачи, чтобы она выглядела красиво, но платой за это обычно бывает увеличение массы всего устройства ворот.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    С учетом общего веса всей конструкции требуется определить несущую способность столбов, на которые она в последствии будет крепиться. Это нужно сделать, если раздвижные ворота ставятся на опоры от старых дверей. Они должны быть выполнены из металлических профилей или кирпича размером не менее 200х200 миллиметров. Фундамент их должен быть заглублен на один метр и более. Глубина фундамента определяется местными условиями. Обычно фундамент делают на глубину замерзания грунта. В среднем это полтора метра.

    Если опоры не соответствуют таким требованиям, то для подстраховки лучше сделать новые, которые смогу с уверенностью выдержать вес всей конструкции и обвалятся в дальнейшем.

    Если хозяин намерен сделать столбы входной группы из кирпича, то в кладке следует использовать закладные пластины. Они потребуются в дальнейшем для крепления всех компонентов к опорам. Одна пластина размещается ближе к внутреннему краю опорного столба  со стороны проема не дальше 200 миллиметров от самой верхней точки опоры. Друга пластина закладывается на таком же расстоянии от нулевого уровня отметки. Центральная пластина выкладывается по центру между первыми двумя пластинами.

    Перед закупкой всех необходимых деталей для сборки конструкции, в том числе декоративных элементов,  необходимо сделать подробный чертежный план с указанием всех размеров.

    Его можно сделать самостоятельно или поискать на форумах дачников. В проектировании следует учесть положение роликов. Обычно крайний к въезду удаляют на расстояние до 15 сантиметров. Так он не будет мешать проезду автомобилей. Во избежание перекосов во время движения полотна, каркас удлиняют на половину своей длины. Делают своего рода откос, который служит противовесом.

    Основная нагрузка ложится не только на несущую раму, но и на роликовые каретки. Поэтому для их крепления нужен очень прочный фундамент. Обычно его изготавливают в качестве монолитного железобетона. Верхушка арматурной клетки приваривается к внутренним краям П-образного швеллера. Он необходим для фиксации роликовых подставок.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    Понимая принципы работы и устройство всей конструкции, составить такой чертеж не потребует много усилий и времени. Такая схема значительно упрощает жизнь хозяину. Он не только помогает рассчитать весь необходимый материал, но также служит наглядным пособием в работе. За основу своего проекта можно взять любые эскизы из интернета. На их основе можно составить спецификацию необходимых компонентов.

    Монтаж откатных ворот

    Монтажные работы нужно начинать с выставления нулевой отметки. Для этого на одном столбе выверяется нулевой уровень и далее с помощью веревки выставляется по всей рабочей длине с помощью нивелира, ватерпаса или метрового уровня.

    Следующим шагом будет обустройство фундамента, который будет воспринимать все нагрузки от веса и движения ворот. Делать его следует основательным. Опалубка под него роется на глубину замерзания грунта. В среднем это 1500-1700 миллиметров. Глубина зависит от конкретных условий региона. К этой глубине необходимо прибавить 200 миллиметров под песчано-гравийную подушку. Это будет слой речного песка. На него сверху насыпается слой гравия, как это показано на фото.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    В качестве каркаса для фундамента варится армирующая клетка. Верхняя часть клетки приваривается к внутренним стенкам швеллера. Его ширина должна быть 500 миллиметров и длина 2000 миллиметров. Он необходим в качестве опоры для роликов. Устанавливать его нужно по нулевому уровню. Вот здесь пригодится натянутая веревка. Устанавливать его нужно впритык к опорному столбу рабочей стороны. Для выставления по уровню пригодятся пластины железа.

    Для того чтобы вода из бетона не уходила в грунт, и бетон не терял своей первоначальной прочности, дно опалубки можно устелить полиэтиленом.

    Поскольку уровень швеллера должен во время заливки и затвердевания бетона находиться на нулевой отметке, сетку арматуры требуется надежно зафиксировать в опалубке обрезками арматуры. В дальнейшем на них будут воздействовать большие нагрузки, обрезки арматуры не позволят ей уйти с места.

    Время, которое необходимо бетону, чтобы набрать достаточную прочность составляет 28 дней. Однако уже через неделю он будет прочным, и позволить провести остальную часть монтажных работ.

    Пошаговая инструкция по установке откатных ворот

    Для изготовления внешнего каркаса рамы полотна используются стальные профили сечением 60х40х3 миллиметра. Для ребер жесткости применяются профили 20х40х2 миллиметра. Профили нарезаются по размерам согласно чертежам. Во время сварки они укладываются строго в одну плоскость.. С этой целью некоторые мастера изготавливают импровизированный стол, края которого находиться в одной плоскости друг с другом. Профили укладываются на стол в соответствии со схемой и выверкой по углам. Места контактов профилей прихватывают сваркой. Основательно приваривать на этом этапе не нужно, чтобы от избыточного нагрева одной части рамы не повело остальные углы. На раме нужно предусмотреть средства для ручного открывания дверей.

    Далее выкладываются ребра, выверяются по горизонтали и прихватываются небольшим швом сварки. Как только вся конструкция будет собрана, стыки профилей свариваются основательно сплошными швами. Последней приваривается направляющая рейка к нижней части рамы.

    Если нет возможности приобрести специальную направляющую рейку, то она изготавливается самостоятельно. По совету мастеров допускается использовать подручные средства.

    Для таких целей подходит  П-образный швеллер или сваренные друг с другом металлические уголки. Самодельная рейка ничем не отличается по качеству от промышленного вида.

    Предварительно рейку зачищается от ржавчины. Только потом грунтуется все конструкция. Важно нанести не менее двух слоев грунтовки. Неплохо зарекомендовала себя автомобильная грунтовка. Наносят ее специальным распылителем. Он гарантирует равномерность нанесения слоев. Кисточкой такого качества добиться сложно. После высыхания грунтовке приступают к покраске. Краску наносят также в два слоя.

    

    После приступают к установке опорных роликов для направляющей балки. К швеллеру привариваются по четыре резьбовых шпильки под опоры для роликов. Шпильки у опорного столба привариваются на удалении 15 сантиметров от внешнего края опоры. Так ролики не будут мешать проезду автомобиля. Чем дальше ролики будут находиться друг от друга, тем меньше нагрузки они будут испытывать во время движения ворот.

    На шпильки необходимо навернуть гайки с шайбой, на них установить опоры для роликов и выверять их по горизонтальной линии, что они находились на одной линии. Опоры сверху закрепить другими гайками.

    Такая технология установки опор предусматривает дальнейшую регулировку роликов на случай проседания фундамента. Затем болтами закрепить роликовые каретки болтами на опорах. Как только ролики будут установлены и выставлены по уровню, одевается рама ворот. Она переводится в закрытое положение, а на опорных элементах делаются отметки х для крепления остальных фитингов: улавливателей и направляющей. Рама снимается, фурнитура крепится к опорам, рама одевается заново. Осталось только подвести электричество, установить привод и автоматику. Пошаговые инструкции по их установке прилагаются в комплекте с оборудованием.

    Источник